Мы предлагаем:
Есть вопросы?
Наш специалист ответит на них !
15.03.2023
Совершенствование требований к содержанию терсхем обращения с отходами
Как известно, крепкое здание, способное выдерживать воздействия стихий и многочисленные ремонты, должно обладать надежным фундаментом. Согласно логике госорганов, основанием, на котором строится здание системы обращения с отходами в регионе, являются территориальные схемы. Но они содержат в себе столько критичных недостатков, что делают фундамент системы шатким и заставляют задуматься, а действительно ли можно их считать базовым документом?
Недостатки терсхем возникают по нескольким причинам. Во-первых, это изъяны в Постановлении Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», не позволяющие составить полноценный, действительно стратегический документ.
Во-вторых, сложности получения исходных данных, в результате чего документ не может отразить реальное положение дел в регионе и быть основой для принятия взвешенных решений. В данной статье автор рассматривает недостатки требований к содержанию терсхем обращения с отходами, пути их исправления, а также подвергает сомнению обоснованность использования терсхем как базового стратегического документа.
Также необходимо отметить, что содержание терсхем будет рассматриваться только через призму отходов потребления, образующихся у населения, и подобных им.
В 2018 г. к требованиям по содержанию территориальных схем добавилось обязательное общественное обсуждение этих документов. Основными недостатками в регламенте общественного обсуждения территориальных схем являются:
• короткие сроки;
• необязательность учета мнения граждан и экспертного сообщества.
Как правило, с момента опубликования проекта изменений в территориальную схему до окончания приема замечаний и предложений проходит всего две недели. За этот период новость должна успеть широко распространиться, экспертам необходимо изучить документ (а он зачастую бывает очень большим и сложным), сформулировать, оформить и отправить свои замечания в уполномоченный орган власти, а еще привлечь внимание заинтересованных граждан, чтобы они могли присоединиться к обсуждению.
И все это одновременно с основным видом деятельности эксперта. Но даже если эксперты своевременно сориентировались и успели сгенерировать и отправить свои замечания и предложения, уполномоченный орган власти вправе проигнорировать их и оставить содержание территориальной схемы без изменений. Таким образом, на сегодняшний день в регионах базовым стратегическим документом по построению сферы обращения с отходами считаются территориальные схемы. В дополнение к ним субъект РФ должен разрабатывать региональную программу и государственную программу, которые, как правило, или похожи друг на друга, как близнецы, или региональная программа выхолощена по сути и просто дублирует информацию из терсхемы и федеральных документов